А какая разница - затяжной он или нет? Вот я еду на скоростях 3-7 (пер-зад). Вижу что через 50м ну допустим долгий крутой подъём - очевидно, что на 3-7 будет сложно, разгоняюсь чтобы переключиться без нагрзуки на нужную комбинацию (2-5 например) и подкатить к подъёму чисто на накате уже готовым - т.е. на нужной комбинации. На подъёме когда скорость доходит до рабочей для выбранной комбинации - начинаю подхватывать педалями. Всё!
Если вдруг я просчитался (что вообще редко, но бывает), и для этого подъёма надо было вовсе не 2-5, а все 1-3, то пока я совсем не встал - без нагрузки быстренько щёлкаю на 1-3 (это дело 2-х секунд), обычно за это время велик не успевает остановиться и подхватываешь уже на этой комбинации. Всё!
Ну а если ты уж совсем поздно понял, что каюк, не едем, вплоть до "сейчас встану" - то собсна и имеет смысл встать, на весу переключить на ту комбинацию, которую потянешь и ехать сразу на ней. Всё! Потеря тут только времени - секунд 10-20, но мы же на гонках?
Смысл всегда один - все переключения - только и однозначно без нагрузки. Независимо от крутизны переключалок.
Ты же на машине с 5 не трогаешься? :) В горку.