В соавторстве с известным в узких кругах Владимиром Пушиным, пишем "Справочник водителя"
Список всех тем https://www.autoclub-kazan.ru/article/manual/20601/
Уже готова статья "Гололед"
А вот последняя, "Обгон" https://www.autoclub-kazan.ru/article/manual/20681/


Пожалуйста, покритикуйте текст, помогите сделать его лучше.



ОБГОН
В действующих ПДД есть два понятия: опережение и обгон, разница между ними проста: опережение – это обгон без выезда на встречную полосу. Мы будем говорить только об обгоне, одном из самых опасных маневров.
Наверное, всем понятно, что обгон надо совершать максимально быстро, чтобы как можно меньше времени находиться на встречной полосе, ведь столкновения «лоб в лоб» самые опасные для жизни. Даже на малолитражке обгон можно совершать практически также быстро, как и на мощном авто. На трассе не пристраивайтесь вплотную к бамперу машины, которую хотите обогнать. Вот простая ситуация: впереди вас на трассе перегруженный грузовик едет 60 км/ч. Разгон с 60 до 100 км/ч на 4-ой передаче (механика) занимает ровно столько же секунд, как и разгон с места до 100, то есть ваш обгон будет проходить очень медленно и опасно.

Сначала надо увеличить расстояние с данным грузовиком (кстати, так будет еще и легче отслеживать ситуацию впереди) и начинать разгон надо по своей полосе, чуть заехав левыми колесами на встречку, максимально набирая скорость до обгона. Если вдруг появится встречный автомобиль, то у вас будет запас по времени и расстоянию, чтобы вернуться на свою полосу позади «тихохода». Как сделать набор скорости максимально быстрым? На механике надо заранее включить пониженную передачу, конкретно для данного примера с 60 км/ч можно воткнуть и 3-ю, и 2-ю передачу. Делается это так: нужно выжать сцепление, включить пониженную передачу, плавно добавить газ до достижения двигателем нужных оборотов (лучше 4000 об/мин), плавно отпустить сцепление. При дальнейшем нажатии на газ, машина будет реагировать с максимальным ускорением. Если лень дергать рычаг на механике, есть другой полезный прием для улучшения ускорения: резко нажать газ чуть ниже середины, чуть приотпустить, додавить плавно педаль до упора.
На маломощных машинах с «автоматом» (робот, вариатор, классическое АКПП) для лучшего ускорения можно включить режим «спорт» на коробке. Другой прием – включить, как на механике, пониженную передачу с помощью рычага или, если они есть, подрулевых лепестков. Повторюсь, это позволит на малолитражке совершать обгон практически также быстро и безопасно, как и на многолитражном авто. Если вам лень на «автомате» дергать ручку, включать «спорт» или дорога до горизонта пустая, то надо по максимуму использовать возможности педали газа. Сразу скажем, что нажатие газа «в пол» чаще всего не дает самого лучшего ускорения. Есть всего несколько машин, где «автомат» настроен так, что мгновенно переходит на 2-3-4 ступени вниз, позволяя быстро увеличить скорость. У абсолютного большинства автомобилей, если обороты двигателя были небольшими, при газе «в пол» происходит некая задержка между нажатием на педаль и откликом.
Наилучший прием такой: резко продавить газ чуть ниже половины, короткая пауза, потом плавно додавить до самого низа. Разгон в этом случае будет быстрее, чем при тупом нажатии до упора. И, конечно, вы должны не только чувствовать кожей возможности вашего двигателя, но и знать его характеристики. Наиболее быстрый разгон достигается на оборотах от максимального крутящего момента до максимальной мощности. Поэтому еще до разгона, находясь на своей полосе, желательно получить такие обороты двигателя. Теперь рассмотрим несколько ситуаций, где часто водители нарушают ПДД в разделе «Обгон».
Наверняка вы часто видели такое: на обгон одновременно выходят две и более машин. А вдруг появится встречный автомобиль? Передняя обгоняющая машина имеет шанс завершить маневр и уйти в свою полосу, а куда деваться следующим за ней? Выезд сразу нескольких авто на обгон не только опасен, он впрямую запрещен ПДД.
Если передний автомобиль включил сигнал левого поворотника, дайте ему время сделать обгон. Если ваша машина гораздо мощнее его, то вы рискуете получить удар в правый бок, ибо между совершением действия и его отменой занимает у человека некоторое время, водитель передней машины просто может не успеть среагировать на то, что «пустое» место уже занято вашим скоростным авто. Такой обгон запрещен ПДД.
Следующая ситуация встречается не так часто, но регулярно. Передний автомобиль едет по трассе 100 км/ч, вы начинаете его обгонять, а он тоже прибавляет скорость. Зачем? Если ему комфортна именно такая скорость, 100 км/ч, то пусть и продолжает так движение. Зачем доказывать кому-то, что его авто имеет не хуже динамику, чем ваше? Таким образом создается опасная ситуация сразу для двух автомобилей. Кстати, такое поведение запрещено ПДД.
Еще одна картинка. Вы надумали совершать обгон, уже потянулись включить левый поворотник, а тут нетерпеливый сзади вас уже вышел на встречку. Что делать? Дать ему завершить маневр. Он уже идет с хорошим ускорением, если вы внезапно выскочите перед ним, то он или не успеет притормозить, или попадет в опасную ситуацию «две машины в одновременном обгоне». Не провоцируйте ДТП на пустом месте: дайте ему завершить маневр. Это предписывают ПДД.
Опасно совершать обгон на перекрестке: передний автомобиль может без предупреждения, без сигналов повернуть влево, а виноваты будете вы. Кстати, это запрещено ПДД.
Иногда на трассе скапливаются вереницы машин, следующих вплотную друг к другу. Обогнать отдельно следующий автомобиль всегда можно безопасно, но вот плотную длинную колонну – очень тяжело. Опытные водители в веренице всегда оставляют достаточно места для встраивания обгоняющей машины, а если свободного места нет? Тогда вам при обгоне надо быть предельно внимательным, встречка до горизонта должна быть пустой. Запрещено совершать обгон, если нет возможности вернуться на свою полосу.
Водители грузовиков (высоко сижу, далеко гляжу) часто помогают обгоняющему световыми сигналами. Левый поворотник означает препятствие на встречке, правый – путь свободен. Обогнав грузовик, поблагодарите его водителя морганием аварийки.
Опасен обгон на трассе, если дорога изгибается вправо и нет запрещающих знаков. В самом повороте вы можете увидеть ситуацию только на несколько десятков метров встречки, что абсолютно недостаточно для обгона. Правильное планирование обгона такое: до поворота вы определяете какие машины есть на встречке, запоминаете последнюю встречную следующую в колонне, если после нее на огромное расстояние все чисто, то сразу после нее с максимальным ускорением уходите на обгон. Но лучше в закрытом, правом повороте дороге обгоны не делать, сэкономленное время ничто по сравнению с неприятностями ДТП.
Главное правило: обгон можно совершать, если дорога впереди по встречке на большое расстояние просматривается вами. Опасайтесь совершать маневр при ограниченной видимости: впереди верх горки или поворот закрыт лесом.
Вадим Садыков, Владимир Пушин
© «Автоклуб-Казань»