Айн момент!По делу, жопоглядом вы не определите состояние двигателя(если его не перегревали, жестко), т.к. основной показатель износа цилиндра это его элипсность(а не задиры, следствие перегрева)
Ощутимая эллипсность появляется далеко не сразу. Износ колец ощутимо больше. Поэтому их и мняют. И это есть переборка. А капиталка - это расточка БЦ с целью устранения именно этой эллипсности.
Чтобы не было бокового износа стенок цилиндра, есть замечательное устройство. Назыается крейцкопф.Оно разгружает поршень от нормальной силы(силы, кот. действует перпендикулярно ходу поршня) и стенки цилиндра изнашиваются равномерно. Правда, ставят его, крейцкопф, обычно на низкооборотистые ДВС, типа судовых дизелей, т.к. трение в нем происходит по низшей паре(цилиндрической) и высокие обороты неизбежно вызовут перегрев и заклинивание.
низшие пары – это кинематические пары, в которых при соединении двух звеньев контакт осуществляется по поверхностям.